Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 17.12.2017, 17:06

Сайт учителя математики и информатики


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Просто непослушный подросток? Или он хочет таким образом привлечь к себе внимание? А может быть, это признак гиперактивности?

Для начала выясним, что такое гиперактивность и как она проявляется. «Гипер...» - составная часть сложных слов, указывающих на превышение нормы. «Активный» значит действенный, деятельный. Получается, что гиперактивный - активный выше нормы.

К внешним проявлениям гиперактивности психологи относят повышенную двигательную активность, отвлекаемость, импульсивность. Имея такой «букет», подросток действительно нередко испытывает трудности в общении с окружающими и в обучении. Диагноз «гиперактивность» может поставить только невропатолог или психолог на основании наблюдений за ребенком в течение длительного времени.

Причин возникновения гиперактивности может быть несколько: генетические факторы, родовая травма, инфекционные заболевания на первом году жизни или травмы головы различного характера. В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Ее определяет невропатолог при помощи специальной диагностики и при необходимости назначает медикаментозное лечение.

Говорить о том, что у ребенка гиперактивность, только потому, что он много двигается или невнимателен, ошибочно. Ведь ее проявление включает в себя три компонента:
• повышенную двигательную активность (или расторможенность),
• дефицит внимания (высокая отвлекаемость, невозможность долго сосредоточиваться),
• импульсивность (склонность к совершению необдуманных действий).

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предложили свою схему выявления гиперактивности у ребенка.

ВЫЯВЛЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;

1. Ребенок постоянно ерзает. Все время в движении, даже если устал.
2. Он проявляет признаки внутреннего беспокойства: барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает и т. д.
3. Все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться.
4. Спит намного меньше, чем другие дети.
5.Очень говорлив.

ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ:

1. Не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом без фокусировки слушания).
2. С энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его.
3. Испытывает трудности в организации.
4. Трудно удерживает внимание. Непоследователен в действиях и рассуждениях.
5. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
6. Часто теряет вещи или забывает их.
7. Избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.

ВЫЯВЛЕНИЕ ИМПУЛЬСИВНОСТИ

1. Ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника.
2. Часто начинает отвечать, не дослушав вопроса.
3. Плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле.
4. Не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза.
5. Поведение слабо управляется правилами. Не может регулировать и контролировать свои действия.
6. При выполнении заданий неодинаково ведет себя: то спокоен, то нет.
7. Успеваемость по разным предметам часто неравномерна (при одинаковом усвоении предметов). При этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.

Если до 6-7 лет у вашего ребенка постоянно наблюдались более 6 признаков из предложенной схемы, то можно говорить о предположительном диагнозе. До этого времени непоседливость, быстрота реагирования, невозможность долго заниматься одним делом могут быть просто особенностями данного возраста или его характера. В подростковом же возрасте проявления гиперактивности могут несколько усилиться под влиянием физиологических изменений. Однако помните: дефицит внимания никак не связан с нарушением интеллекта ребенка.

Давайте же посмотрим, как отличить гиперактивного подростка от других детей с подобными признаками.

1. Непослушный ребенок может удерживать внимание, он не проявляет желаний постоянно двигаться.
2. Беспокойный ребенок в некоторых обстоятельствах проявляет симптомы гиперактивности. А гиперактивный ребенок - в различных ситуациях всегда ведет себя одинаково.
3. Иногда признаки гиперактивности и импульсивности могут проявляться и у тревожного подростка, но это скорее будут проявления невроза. К тому же тревожный ребенок социально не разрушителен.
4. Подростки с гиперактивностью и дефицитом внимания не могут дать оценку себе и своему поведению, они плохие наблюдатели за собой.

Какие же социальные проблемы может принести подростку гиперактивность с дефицитом внимания? Чаще всего это:

• антисоциальные нарушения,
• межличностные проблемы,
• трудности в обучении (многие дети с таким диагнозом стараются после школы не продолжать образование),
• проявление физической агрессии.

КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ ПОДРОСТКУ?

Конечно, с гиперактивным ребенком нелегко. Он изводит всех: и родителей, и учителей. И таких подростков часто зачисляют в «трудные», списывая его поведение только на плохое воспитание в семье. Родителей вызывают в школу, постоянно жалуются на их детей. Поэтому взрослым надо быть подготовленным к трудностям.

1. Для начала не надевать на себя «розовые очки» и признаться самому себе, что у вашего ребенка есть проблемы. Да, вы его очень любите, и расстройство ребенка не является его виной. Любите ребенка со всеми его сложностями. Но не пускайте его выздоровление на самотек: «Авось так пройдет». Прочитайте об этом синдроме все, что можно найти в литературе и Интернете, проконсультируйтесь с невропатологом и психологом. Это проблема физиологии. Ребенок также должен знать - в мягкой форме! – о своей проблеме, о том, что с ним происходит. Ваша любовь и его знание о себе помогут ему принять себя таким, каков он есть. А значит, он сможет научиться жить с этим и справляться со сложными периодами.

2. Ребенок с дефицитом внимания лучше чувствует себя в структуре. Поэтому он нуждается во внешней установке некоторых рамок и границ.
Помогите подростку организовать свою деятельность в течение дня.

3. Научитесь сами и научите своего ребенка жить и справляться с такими состояниями. А для этого нужен человек, который подскажет и поможет. Например, психолог или опытный педагог, который обучит вас некоторым современным техникам, помогающим контролировать поведение ребенка.
Научите своего ребенка методам саморегуляции.

4. Устав от жалоб школьной администрации, многие родители начинают усиленно бороться с «непослушным» ребенком жесткими методами (запретами, наказаниями), постоянно одергивая его при этом словами «не вертись», «занимайся внимательнее», «сиди спокойно, кому говорят». А это недопустимо. Ведь тройная задача – быть послушным, внимательным и сдержанным одновременно - для гиперактивного ребенка очень сложна. Он физически не может долго удерживать внимание или сдерживаться.
Разведите в своих требованиях выполнение этих функций. Если хотите, чтобы ребенок сфокусировал внимание на правильном и аккуратном выполнении домашнего задания, то не реагируйте на его вставание с места и стук ногами. А если у него «энергию девать некуда», направьте ее на спортивные достижения. Пусть ребенок занимается плаванием, бегом, туризмом.

5. Гиперактивный подросток не может долго выполнять одно дело - он устает от этого. То же касается подготовки домашнего задания. Сидение 3 часа подряд над учебником ни к чему хорошему не приведет. И уроки не выучит, и себя изведет.
Разделите выполнение домашних заданий на короткие отрезки с перерывами. Например, пусть 30 минут делает уроки, потом 20 минут помогает убираться в квартире. Затем отдых - пьете вместе чай. И опять - сосредоточение на занятиях, минут на 40. И снова смена рода деятельности. То же касается и других дел - дробите их выполнение на части.

6. Взаимодействие педагога и родителей помогает подростку находиться в поведенческих рамках.
Сотрудничайте со школьными преподавателями. Они часто бывают помощниками.

7. Гиперактивному ребенку нужна постоянная поддержка.
Отмечайте все его достижения, прежде всего те, когда он сам сумел справиться со своим поведением. Особенно это важно в начале подросткового возраста, чтобы выработать привычку сознательно контролировать себя. Можно также заранее договориться о некоторых правилах поведения и системе поощрений/наказаний.

8. Когда ребенок в чем-то не прав, постарайтесь сказать ему об этом как можно более емко-в нескольких коротких фразах. К длинной монотонной нотации он быстро потеряет интерес.
Ваши требования должны быть ясными, четкими и конкретными. И их не должно быть сразу много. Подросток все равно столько не выполнит. Начните с одного, потом постепенно добавите и другие.

9. Подростку с дефицитом внимания трудно быстро переключаться с одного на другое. Кроме того, он очень рассеян и забывчив, и если очень увлечется каким-нибудь делом, то может забыть обо всем.
Договаривайтесь заранее о том, что и когда должен сделать ваш ребенок. Изо некоторое время до срока выполнения вашего поручения предупредите его. Можно также поставить часы (таймер), чтобы звонок напомнил ему о нужном времени.
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz