Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин «произвольное» образован от слова «воля». Иначе говоря, это внимание по воле человека (подростка).
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - внимание, возникающее само собой. Оно включается под действием сильного, контрастного или нового, неожиданного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых - темный и т, д. Привлечет внимание и «прыгающий», мерцающий объект: на этом свойстве непроизвольного внимания основываются производители рекламы, создавая сверкающие неоновые щиты. Непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями, интересами.
ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Поэтому помните: при выполнении домашнего задания надо давать ребенку маленькую передышку через каждые 20-25 минут.
Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Психолог В.А. Крутецкий выделяет следующие:
• осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности;
• отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;
• привычные условия работы;
• возникновение косвенных интересов;
• создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно воздействующих посторонних раздражителей.
ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и подросток не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Так, увлекшись, ребенок может долго рисовать или играть на компьютере.
Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективность работы, а повышают ее. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная тишина не увеличивает, а уменьшает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становится очень трудно.