Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 29.03.2024, 14:04

Сайт учителя математики и информатики


Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

ТРЕВОЖНОСТЬ

Страх, тревога, тревожность. В нашем обиходе эти слова несколько смешались. Чтобы в них не запутаться, давайте разведем эти понятия. В психологическом словаре под редакцией В.П. Зинченко можно прочитать следующее: «Тревожность - это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных житейских ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают». То есть это состояние общего эмоционального дискомфорта, связанного с состоянием ожидания неприятностей даже там, где их нет.

Тревожность отличается от состояния тревоги. Бывают случаи, когда подросток о чем-то беспокоится или волнуется по какому-либо поводу. Если это проявляется редко, эпизодически, то говорят, что «ребенок испытывает тревогу». Тревожность - более устойчивое состояние беспокойства, которое проявляется достаточно часто и в самых различных ситуациях, хотя конкретных причин для этого может и не быть.

Если ребенок боится чего-то конкретного, то говорят о страхе. Страх - это эмоция, которая возникает в ситуациях угрозы и направлена на источник действительной или воображаемой опасности.

Страх может развиться у любого человека в любом возрасте. Существуют еще и возрастные страхи. Так, в возрасте до 3-х лет для детей характерны ночные страхи. К 4-5 годам появляются страхи одиночества, темноты. Дети просят оставить им на ночь ночник и посидеть рядом, пока они не уснут. 6 возрасте 6-7 лет основным становится страх смерти. Возникают вопросы: «А я не умру?» В начальной школе ученики стараются соответствовать ожиданиям учителя, и возникает страх несоответствия представлению о себе других. В подростковом возрасте появляется страх не найти друзей, остаться одному, в юношеском - не найти любимую. Так что страхи - явление закономерное. Но если их слишком много, то можно говорить о повышенной тревожности человека.


ЧТО ЖЕ СПОСОБСТВУЕТ ПОЯВЛЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ? 

Психологи выделяют несколько причин, основными из которых являются следующие:

1 ПОВЫШЕННАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ САМИХ РОДИТЕЛЕЙ. Если они сами постоянно всего опасаются, волнуются по любому поводу, то это передается и их ребенку. Мама, которая весь день говорит, как она боится вести вечером дочь к зубному, потому что сама всю жизнь их не любила, провоцирует такую же боязнь врача и у ребенка. Потом эта боязнь может распространиться и на другие области. Повышенной тревожностью часто отличаются бабушки. Они так пекутся о внуках, что те зачастую вздрагивают только от одного бабушкиного голоса. Психологами отмечено, что если родители не удовлетворены своими социальными условиями, работой, зарплатой, то это может повысить тревожность их детей.

2. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ИСХОДЯЩИЕ ОТ РАЗНЫХ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ, ИЛИ РАЗНОБОЙ В ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ РОДИТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ. Мама считает; нет ничего страшного, если ребенок иногда пропустит школу, когда он плохо себя чувствует. Отец другого мнения: в любом состоянии надо идти и учиться. Поэтому когда он приходит домой и узнает, что ребенок не ходил на занятия, то гнев его страшен. В результате даже пропуск уроков по уважительной причине вызывает у подростка страх перед реакцией родителя. А если подобные противоречия в методах воспитания существуют между родителями и в Других сферах, то постоянное ожидание неприятностей приведет к повышенному тревожному эмоциональному фону самого ребенка.

3. ЗАВЫШЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К УСПЕХАМ РЕБЕНКА. Многие родители считают, что их дети должны стать отличниками. И ругают (а иногда и бьют) их даже за тройки. Или родители хотят, чтобы их сын добился больших успехов в каком-то деле (играл на скрипке, «как дедушка», занимал первые места в спорте и т. п.). А если ребенок не в состоянии хорошо учиться? Или у него нет музыкальных способностей? Такие подростки чувствуют себя несчастными и нелюбимыми, потому что расположение к ним домочадцев зачастую зависит исключительно от их успехов. Получилось, как хотят родители, - все хорошо, не получилось - крик и скандал. В результате такие дети живут ожиданием скандалов и неприятностей. И начинают их ждать уже не только от своих близких. Часто у них возникает вообще страх несоответствия требованиям окружающих и усиленное самоедство.

4. ТРЕБОВАНИЯ И НАКАЗАНИЯ, КОТОРЫЕ УНИЖАЮТ РЕБЕНКА. Например, в некоторых семьях еще сохранились наказания в виде стояния в углу на горохе на коленях или порки на глазах всех членов семьи. В итоге дети начинают испытывать постоянную тревожность, боятся что-либо сделать, потому что даже маленькая провинность может повлечь за собой унизительные процедуры. Некоторые из таких детей так и остаются тихими и забитыми, А другие подростки, становясь старше, активно протестуют против такого уклада, конфликтуют с родителями или убегают из дома.

5. АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ. В авторитарной семье ребенок постоянно находится в напряжении, потому что знает: все его действия и слова будут придирчиво «рассматриваться под микроскопом». И, скорее всего, в большинстве случаев им будут недовольны, особенно если он позволит себе проявить самостоятельность или отстоять свое мнение. В результате у подростка появляется чувство вины, которое становится практически постоянным его спутником. Именно оно и способствует появлению у него страха перед взрослым, облеченным властью. Такой подросток будет иметь проблемы в школе, ибо учителя - люди, перед которыми также надо отвечать (пусть даже на уроке на поставленный вопрос). И это вызывает у него уже знакомое ему чувство тревоги.

6. ПОСТОЯННЫЕ СКАНДАЛЫ В СЕМЬЕ ИЛИ РАЗВОД. Любому ребенку для полноценного развития важна спокойная, доброжелательная обстановка. Жить в атмосфере конфликтов и выяснения отношений тяжело. И дети из таких семей зачастую не хотят идти домой, потому что могут попасть под горячую руку и навлечь на себя неприятности, которых они и так все время ожидают.

7. НЕВРОЗЫ ИЛИ ДРУГИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА. Но в этом случае нужна и психологическая, и обязательно медицинская помощь.

Тревожный ребенок часто имеет заниженную самооценку, а следовательно, подросток не может показать себя с хорошей стороны, тем самым развивая в себе образ неудачника, неумехи и т. п. Он и сам верит в то, что ни на что не способен, легко смущается, когда на него обращают внимание. Стеснительность, зажатость, неверие в свои силы постепенно становятся неотъемлемыми чертами характера подростка, и их трудно преодолеть. К тому же, волнуясь, он не всегда может справиться со своими эмоциями. В результате страх берет верх, как бы парализуя ребенка. Иногда 8 такие моменты можно заметить неосознанное мышечное напряжение тела подростка или может возникнуть нервный тик.



П. Бейкер и М. Ал ворд предложили следующие КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У РЕБЕНКА:

- Постоянное беспокойство, даже когда оно необоснованно

- Трудность, а иногда и невозможность сконцентрироваться на выполнении какого-либо задания.

- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).

- Повышенная раздражительность.

- Легко расстраивается. Часто не может сдержать слезы.

- Нарушение сна: бессонница или прерывистый сон, возможны кошмары.

Обратите внимание на своего ребенка, если у него достаточно часто наблюдаются эти симптомы. А быть может, стоит прибегнуть и к помощи психолога.



КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ТРЕВОЖЕН!

Хвалите ребенка даже за незначительные успехи. Он должен поверить в свои силы. Найдите для подростка такое дело (кружок, секцию), где он сможет почувствовать и реально увидеть свои достижения. Научите подростка оценивать свои результаты с собственной позиции, ведь мнение даже самого близкого человека всегда субъективно.

Говорите добрые слова о своем ребенке при ваших и его друзьях. Это повысит его самооценку. А подростку важно быть привлекательным в глазах других.

Научите подростка представлять и формулировать свои цели позитивно. А перед тем как что-то сделать, вспомнить похожее дело, которое уже завершилось успешно. Это настроит его на более оптимистичный лад.

Все родители знают, что нельзя сравнивать детей друг с другом. И тем не менее многие из них допускают эту ошибку. В результате ребенок чувствует себя еще более несчастным. СРАВНИВАЙТЕ ТОЛЬКО ДОСТИЖЕНИЯ САМОГО РЕБЕНКА С ЕГО ЖЕ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОШЛОГО ПЕРИОДА. Представьте, что ваш сын пишет с большим количеством ошибок. И в одном и том же случае можно сказать так; «Опять у тебя больше 10 ошибок. Вон Иван и тот меньше сделал»; и так: «Сегодня ты написал диктант немного лучше, сделал на 2 ошибки меньше. Еще чуть-чуть - и сможешь получишь хорошую оценку». Во втором случае вы избежите унизительного сравнения сына с другом и зародите в нем надежду, что он сам может выправить ситуацию.

Старайтесь делать как можно меньше замечаний. Пусть ваших «нельзя» будет мало, но они будут значимыми. Это лучше, чем по каждому поводу и без ребенок будет слышать постоянное «не...» и нравоучения.

Старайтесь предъявлять к подростку требования, исходя из его способностей и возможностей, такие, которые он в силах выполнить. Если ребенок будет не в сипах выполнить ваши пожелания, то неудачи будут преследовать его, и он потеряет веру в себя. А бесконечные его извинения перед вами лишь увеличат чувство вины. Все это не будет способствовать развитию его жизненного и творческого потенциала. Более того, он может усомниться в вашей любви к нему, потому как «не соответствует придуманному вами идеалу». А подростку порой так не хватает уверенности в вашей любви к нему, вне зависимости от его достижений.

Научите подростка снимать мышечное напряжение релаксационными упражнениями (лучше всего делайте эти упражнения вместе с ребенком) или с помощью расслабляющих ванн. Периодически проводите ему курсы общеукрепляющего массажа.

Будьте примером для своего ребенка - образцом спокойствия и рассудительности.

Покажите подростку варианты контролирования поведения и эмоций в различных ситуациях. Потренируйте ребенка в управлении самим собой.

Для некоторых дел можно придумать ритуал. Совершая его, подросток будет успокаиваться и верить в хорошее завершение начатого дела. Другим способом может стать наличие своеобразного талисмана. Пока он с ребенком, он может контролировать свои эмоции и страхи.

Поддерживайте своего ребенка и верьте в него,


ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ? 

Прежде чем ругать и обвинять ребенка в содеянном, выясните причину, по которой он поступил именно так. Мы уже говорили о том, что подростки недальновидны и не представляют последствия своих поступков. Поэтому сначала лучше разобраться в проблеме, а затем - обсудить все варианты и перспективы развития ситуации при том или ином выборе решений. Научите детей просчитывать свои шаги.

Постарайтесь избегать при общении с ребенком слов типа «лжец», «эгоист» и проч. Лучше говорите о поступке, а не о самом ребенке. Фраза: «Ты не подумал, как следует» - куда более перспективна для общения, чем брошенное обвинение: «У тебя голова тупая - нет ни единой мысли».

Не стесняйтесь проявлений любви и нежности. Это научит ваших детей относиться к другим с любовью и правильно выражать это чувство.

Помните, что наказание должно быть адекватно проступку.

Находите компромиссы при разрешении сложных ситуаций. Ведь у трудных подростков обычно независимый и сильный характер. Поэтому прямое давление на них может привести к обратному результату.

Найдите время для общения с подростком. Пусть это будут всего полчаса перед сном, но зато полчаса искренней и теплой беседы. Интересуйтесь проблемами своего ребенка, не забывая при этом рассказывать и о своих делах. Иначе это будет однобокое общение, воспринимаемое ребенком как контроль с вашей стороны.

Заботясь о своем ребенке, помните, что он вырастает. Не переводите эту заботу в контроль над делами подростка. Ведь в его личную жизнь можно вмешиваться только с его согласия.

Старайтесь сдерживать свои отрицательные эмоции и не вымещать зло, которое вам причинили другие, на своем ребенке. Несправедливое отношение к подростку может вызвать его озлобленность и протест.

Еще в доподростковом возрасте обозначьте для ребенка границы дозволенного и недозволенного. Это сделает его более уравновешенным. Если не добились этого вовремя, постарайтесь быть последовательными в своих требованиях.
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz