- …Опять ошибка; Посмотри, что ты пишешь. Надо быть внимательней. Снова буквы пропускаешь.
- …Сколько можно показывать, как надо оформлять контурные карты? А ты что делаешь: то цвет перепутаешь, то условные обозначения не там нанесешь. И хватит смотреть в окно!
Каждому родителю, наверное, знакомы подобные замечания, сделанные сыну или дочери учителем в школе. Да и сами не раз обращали внимание, что ребенок делает задания иногда хорошо, а иногда быстро, неряшливо и что-нибудь да упустит. Можно ругать, наказывать, требовать от ребенка быть внимательнее, а толку чуть. Ведь сколько ни говори слово «халва», а слаще не станет.
Давайте разберемся, что значит «быть внимательнее». Можно ли помочь ребенку перестать делать глупые ошибки, поменьше отвлекаться во время выполнения заданий? Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Вполне понятное определение. Но что же получается: у всех невнимательных людей дело только в неспособности сосредоточиться?
Оказывается, все не так просто, У внимания есть разные качественные характеристики:
• концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте;
• объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;
• переключение - намеренный, сознательный перенос внимания . с одного объекта на другой;
• распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько видов деятельности;
• устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.
В зависимости от того, какая из функций внимания «страдает», и подбирают метод «лечения». И помните: чем раньше вы обнаружите проблемы ребенка, связанные с нарушением внимания, тем легче будет их преодолеть.
1. Подросток никак не может понять суть объяснений (или внимательно прочитать - перескакивает через слова), а когда решает задачи, то постоянно задумывается, начинает заниматься чем-то другим. Как результат - уроки делаются несколько часов вместо 40 минут. Это нарушение устойчивости внимания и произвольности.
Такого ребенка надо постепенно учить сосредоточиваться на предмете и поменьше отвлекаться на посторонние раздражители (свет, шум, голоса). И начинать надо с малого. Сумел сосредоточиться и не отвлекаться 5 минут - уже молодец. Можно расслабиться. Потом еще 5 минут «сильной» концентрации внимания. Время сосредоточения увеличивайте постепенно.
2. Часто бывает, что ребенок, сделав один предмет, не может сразу начать делать уроки по другому предмету. И здесь надо обратить внимание на особенности переключения внимания у подростка.
Дайте ребенку немного отдохнуть, прежде чем занимать его дру1м видом деятельности. Учитывайте это при подготовке домашнего задания. Так, выполнив задачки по геометрии, подросток может пойти пить чай, отвлечься. А потом заняться упражнениями по русскому языку..
3. Частая проблема - трудности распределения внимания. Может проявляться при выполнении письменных заданий. Например, при написании диктанта; надо одновременно и слушать, и записывать, и проверять ошибки, а ведь еще и сосед под боком спрашивает: «Как писать?»
Упражнение для младшего подростка. Найдите дома старую книжку в которой не жалко писать. Засеките время (минут семь) и дайте ребенку задание: читая текст, последовательно вычеркивать в словах определенные 2-3 буквы разными способами. Например, букву «А» зачеркиваем вертикальной чертой, букву «О» - горизонтальной, букву «Л» - просто подчеркиваем. Можно усложнить задачу: одновременно в незнакомом тексте вычеркивать буквы и запоминать содержание. А потом проверить, как этот текст усвоен и сколько букв правильно вычеркнуто.